Классы синхронизации в .NET Framework 4.0

27

Рассматривавшиеся ранее классы синхронизации, в том числе Semaphore и AutoResetEvent, были доступны в среде .NET Framework, начиная с версии 1.1. Таким образом, эти классы образуют основу поддержки синхронизации в среде .NET Framework. Но после выпуска версии .NET Framework 4.0 появился ряд новых альтернатив этим классам синхронизации. Все они рассматриваются ниже.

Структура SpinLock

В .NET 4 появилась структура SpinLock. Она может применяться в случае, когда накладные расходы, связанные с объектами блокировки (Monitor), оказываются слишком высокими из-за сборки мусора. Эта структура особенно полезна при большом количестве блокировок (например, для каждого узла в списке) и чрезмерно коротких периодах их удержания. Следует стараться избегать использования более чем одной структуры SpinLock и не вызывать ничего, что может приводить к блокировке.

За исключением различий в архитектуре, структура SpinLock в плане применения очень похожа на класс Monitor. Получение блокировки осуществляется с помощью методов Enter() или TryEnter(), а снятие — с помощью метода Exit(). Кроме того, SpinLock предлагает свойства для предоставления информации в случае, если в текущий момент находится в заблокированном состоянии: IsHeld и IsHeldByCurrentThread.

При передаче экземпляров SpinLock следует соблюдать осторожность. Из-за того, что SpinLock определена как struct, ее присваивание приводит к созданию копии. Поэтому экземпляры SpinLock должны всегда передаваться по ссылке.

Класс Barrier

Для синхронизации в .NET 4 предлагается новый класс Barrier. Этот класс прекрасно подходит для сценариев, когда работа разбивается на множество задач и должна позже снова объединяться в одно целое. Он применяется для участников, нуждающихся в синхронизации. До тех пор, пока задание остается активным, динамически могут добавляться дополнительные участники, например, дочерние задачи, создаваемые из родительской задачи. Эти участники могут ожидать, пока все остальные участники не выполнят свою работу.

В предлагаемом здесь для примера приложении используются коллекция, содержащая 2.000.000 строк. Множество задач производят проход по этой коллекции с подсчетом количества строк, начинающихся с "а", "Ь", "с" и т.д.

Метод FillData() создает коллекцию и заполняет ее произвольными строками:

using System;
using System.Threading;
using System.Threading.Tasks;
using System.Collections.Generic;
using System.Text;

namespace ConsoleApplication1
{
    class Program
    {

        public static IEnumerable<string> FillData(int size)
        {
            List<string> data = new List<string>(size);
            Random r = new Random();
            for (int i = 0; i < size; i++)
                data.Add(GetString(r));
            return data;
        }

        private static string GetString(Random r)
        {
            StringBuilder sb = new StringBuilder(6);
            for (int i = 0; i < 6; i++)
                sb.Append((char)(r.Next(26) + 97));
            return sb.ToString();
        }
...

Метод CalculationlnTask() определяет задание, которое должно выполняться в рамках задачи. В параметре передается кортеж, содержащий четыре элемента. Третий элемент кортежа представляет собой ссылку на экземпляр Barrier. После выполнения задания задача удаляет себя из Barrier с помощью метода RemoveParticipant():

static int[] CalculationInTask(object p)
{
            var p1 = p as Tuple<int, int, Barrier, List<string>>;
            Barrier barrier = p1.Item3;
            List<string> data = p1.Item4;

            int start = p1.Item1 * p1.Item2;
            int end = start + p1.Item2;

            Console.WriteLine("Задача {0}: раздел от {1} до {2}",
                Task.CurrentId,start,end);

            int[] charCount = new int[26];
            for (int j = start; j < end; j++)
            {
                char c = data[j][0];
                charCount[c - 97]++;
            }

            Console.WriteLine("Задача {0} завершила вычисление. {1} раз а, {2} раз z",
                Task.CurrentId, charCount[0], charCount[25]);
            barrier.RemoveParticipant();
            Console.WriteLine("Задача {0} удалена; количество оставшихся участников: {1}",
                Task.CurrentId,barrier.ParticipantsRemaining);
            return charCount;
}

Экземпляр Barrier создается в методе Main(). В его конструкторе можно указывать желаемое количество участников. В рассматриваемом здесь примере это количество равно 3, поскольку создаются две задачи, плюс сам метод Main() тоже является участником. Эти две задачи создаются с помощью TaskFactory, обеспечивая разбиение процесса прохода по коллекции на две части. После запуска этих задач с помощью метода SignalAndWait() метод Main() сигнализирует о своем завершении и ожидает, пока все остальные участники либо тоже просигнализируют о своем завершении, либо удалят себя как участников из Barrier. Как только все участники готовы, все возвращенные ими результаты объединяются вместе с помощью метода расширения Zip():

static void Main()
        {
            const int numberTasks = 2;
            const int partitionSize = 1000000;
            var data = new List<string>(FillData(partitionSize * numberTasks));

            var barrier = new Barrier(numberTasks + 1);

            var taskFactory = new TaskFactory();
            var tasks = new Task<int[]>[numberTasks];
            for (int i = 0; i < numberTasks; i++)
            {
                tasks[i] = taskFactory.StartNew<int[]>(CalculationInTask,
                    Tuple.Create(i, partitionSize, barrier, data));
            }
            barrier.SignalAndWait();

            var resultCollection = tasks[0].Result.Zip(tasks[1].Result, (c1, c2) =>
               {
                   return c1 + c2;
               });
            char ch = 'a';
            int sum = 0;
        }

Класс ReaderWriterLockSlim

Для настройки механизма блокировки таким образом, чтобы он позволял одновременно получать доступ к ресурсу множеству считывающих процессов (readers), но только одному записывающему (writer), можно использовать класс ReaderWriterLockSlim. Этот класс предлагает такую функциональность, при которой многочисленные считывающие процессы могут получать доступ к ресурсу только в том случае, если его не блокирует никакой записывающий процесс, а блокировать ресурс разрешено только одному записывающему процессу.

Класс ReaderWriterLockSlim предлагает блокирующий и не блокирующий методы для получения блокировки чтения — EnterReadLock() и TryEnterReadLock() и аналогичные методы для получения блокировки записи — EnterWriteLock() и TryEnterWriteLock(). Если задача сначала выполняет чтение и лишь затем запись, она может получать обновляемую блокировку чтения с помощью EnterUpgradableReadLock() и TryEnterUpgradableReadLock(). В этом случае блокировка записи может быть получена и без снятия блокировки чтения.

Вдобавок в этом классе имеется несколько свойств, которые позволяют получать информацию об удерживаемых блокировках: CurrentReadCount, WaitingReadCount, WaitingUpgradableReadCount и WaitingWriteCount.

Пройди тесты
Лучший чат для C# программистов