Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и нажмите

Поменять цветовую

гамму сайта?

Поменять
Обновления сайта
и новые разделы

Рекомендовать в Google +1

Объект Window

130

Объект Window является центром прикладных интерфейсов клиентского JavaScript. Он представляет окно веб-браузера или фрейм, а сослаться на него можно с помощью идентификатора window. Объект Window определяет свойства, такие как location, которое ссылается на объект Location, определяющий URL текущего окна и т.п.

Кроме того, объект Window определяет методы, такие как alert(), который отображает диалог с сообщением, и setTimeout(), который регистрирует функцию для вызова через указанный промежуток времени.

Объект Window в клиентском JavaScript является глобальным объектом. Это означает, что объект Window находится на вершине цепочки областей видимости и что его свойства и методы фактически являются глобальными переменными и функциями. Объект Window имеет свойство window, которое всегда ссылается на сам объект. Это свойство можно использовать для ссылки на сам объект, но обычно в этом нет необходимости, если требуется просто сослаться на свойство глобального объекта окна.

Объект Window определяет также множество других важных свойств, методов и конструкторов, которое мы и рассмотрим ниже.

Таймеры

Функции setTimeout() и setInterval() позволяют зарегистрировать функцию, которая будет вызываться один или более раз через определенные интервалы времени. Это очень важные функции для клиентского JavaScript, и поэтому они были определены как методы объекта Window, несмотря на то что являются универсальными функциями, не выполняющими никаких действий с окном.

Метод setTimeout() объекта Window планирует запуск функции через определенное число миллисекунд. Метод setTimeout() возвращает значение, которое может быть передано методу clearTimeout(), чтобы отменить запланированный ранее запуск функции.

Метод setInterval() похож на setTimeout(), за исключением того, что он автоматически заново планирует повторное выполнение через указанное количество миллисекунд:

setInterval(updateClock, 60000); // Вызывать updateClock() через каждые 60 сек

Подобно setTimeout(), метод setInterval() возвращает значение, которое может быть передано методу clearInterval(), чтобы отменить запланированный запуск функции.

В следующем примере определяется вспомогательная функция, которая ожидает указанный интервал времени, многократно вызывает указанную функцию и затем отменяет запланированные вызовы по истечении другого заданного интервала времени. Этот пример демонстрирует использование методов setTimeout(), setInterval() и clearInterval():

/*
*	Планирует вызов или вызовы функции f() в будущем.
*	Ожидает перед первым вызовом start миллисекунд, затем вызывает f()
*	каждые interval миллисекунд и останавливается через start+end миллисекунд.
*	Если аргумент interval указан, а аргумент end нет, повторяющиеся вызовы функции f
*	никогда не прекратятся. Если отсутствуют оба аргумента, interval и end,
*	тогда функция f будет вызвана только один раз, через start миллисекунд.
*	Если указан только аргумент f, функция будет вызвана немедленно, как если бы
*	в аргументе start было передано число 0. Обратите внимание, что вызов invoke()
*	не блокируется: она сразу же возвращает управление. 
*/
function invoke(f, start, interval, end) {
	if (!start) start = 0;			// По умолчанию через 0 мс
	if (arguments.length <= 2)		// Случай однократного вызова
		setTimeout(f, start);		// Вызвать 1 раз через start мс
	else {		// Случай многократного вызова
		setTimeout(repeat, start); // Начать вызовы через start мс
	
		function repeat() {		// Планируется на вызов выше
			var h = setInterval(f, interval);	// Вызывать f через interval мс
		
			// Прекратить вызовы через end мс, если значение end определено
			if (end)
				setTimeout(function() {
					clearInterval(h); }, end);
		}
	}
}

По исторически сложившимся причинам в первом аргументе методам setTimeout() и setInterval() допускается передавать строку. В этом случае строка будет интерпретироваться (как с применением функции eval()) через указанный интервал времени. Спецификация HTML5 (и все браузеры, кроме IE) допускает передавать методам setTimeout() и setInterval() дополнительные аргументы после первых двух. Все эти дополнительные аргументы будут передаваться функции, вызов которой планируется этими методами. Однако если требуется сохранить совместимость с IE, эту возможность использовать не следует.

Если методу setTimeout() указать величину интервала 0 миллисекунд, указанная функция будет вызвана не сразу, а «как только такая возможность появится», т.е. как только завершат работу все обработчики событий.

Адрес документа и навигация по нему

Свойство location объекта Window ссылается на объект Location, представляющий текущий URL-адрес документа, отображаемого в окне и определяющий методы, инициирующие загрузку нового документа в окно.

Свойство location объекта Document также ссылается на объект Location:

window.location === document.location;   // всегда верно

Кроме того, объект Document имеет свойство URL, хранящее статическую строку с адресом URL документа. При перемещении по документу с использованием идентификаторов фрагментов (таких как «#table-of-contents») внутри документа объект Location будет обновляться, отражая факт перемещения, но свойство document.URL останется неизменным.

Анализ URL

Свойство location окна является ссылкой на объект Location и представляет URL-адрес документа, отображаемого в данный момент в текущем окне. Свойство href объекта Location - это строка, содержащая полный текст URL-адреса. Метод toString() объекта Location возвращает значение свойства href, поэтому в контекстах, где неявно подразумевается вызов метода toString(), вместо конструкции location.href можно писать просто location.

Другие свойства этого объекта, такие как protocol, host, hostname, port, pathname, search и hash, определяют отдельные части URL-адреса. Они известны как свойства «декомпозиции URL» и также поддерживаются объектами Link (которые создаются элементами <a> и <area> в HTML-документах).

Свойства hash и search объекта Location представляют особый интерес. Свойство hash возвращает «идентификатор фрагмента» из адреса URL, если он имеется: символ решетки (#) со следующим за ним идентификатором. Свойство search содержит часть URL-адреса, следующую за вопросительным знаком, если таковая имеется, включая сам знак вопроса. Обычно эта часть URL-адреса является строкой запроса. В целом эта часть URL-адреса используется для передачи параметров и является средством встраивания аргументов в URL-адрес.

Хотя эти аргументы обычно предназначены для сценариев, выполняющихся на сервере, нет никаких причин, по которым они не могли бы также использоваться в страницах, содержащих JavaScript-код. В примере ниже приводится определение универсальной функции urlArgs(), позволяющей извлекать аргументы из свойства search URL-адреса. В примере используется глобальная функция decodeURIComponent(), имеющаяся в клиентском JavaScript:

/*
*	Эта функция выделяет в URL-адресе разделенные амперсандами
*	пары аргументов имя/значение из строки запроса. Сохраняет эти пары
*	в свойствах объекта и возвращает этот объект. Порядок использования:
*
*	var args = urlArgs(); // Извлечь аргументы из URL
*	var q = args.q || ""; // Использовать аргумент, если определен, или значение по умолчанию
*	var n = args.n ? parseInt(args.n) : 10; */

function urlArgs() {
	var args = {};							// Создать пустой объект
	var query = location.search.substring(1);		// Строка запроса без '?'
	var pairs = query.split("&");				// Разбить по амперсандам
	
	for(var i = 0; i < pairs.length; i++) {		// Для каждого фрагмента
		var pos = pairs[i].indexOf('=');			// Отыскать пару имя/значение
		if (pos == -1) continue;				// Не найдено - пропустить
		var name = pairs[i].substring(0,pos);		// Извлечь имя
		var value = pairs[i].substring(pos+1);		// Извлечь значение
		value = decodeURIComponent(value);		// Преобразовать значение
		args[name] = value;					// Сохранить в виде свойства
	}
	
	return args;							// Вернуть полученные аргументы
}

Загрузка нового документа

Метод assign() объекта Location заставляет окно загрузить и отобразить документ по указанному URL-адресу. Метод replace() выполняет похожую операцию, но перед открытием нового документа он удаляет текущий документ из списка посещавшихся страниц.

Когда сценарию просто требуется загрузить новый документ, часто предпочтительнее использовать метод replace(), а не assign(). В противном случае кнопка Back (Назад) браузера вернет оригинальный документ и тот же самый сценарий снова загрузит новый документ. Метод location.replace() можно было бы использовать для загрузки версии веб-страницы со статической разметкой HTML, если сценарий обнаружит, что браузер пользователя не обладает функциональными возможностями, необходимыми для отображения полноценной версии:

// Если браузер не поддерживает объект XMLHttpRequest, выполнить 
// переход к статической странице, которая не использует его
if (!XMLHttpRequest)
    location.replace("static_page.html");

Примечательно, что строка URL-адреса в этом примере, переданная методу replace(), представляет относительный адрес. Относительные URL-адреса интерпретируются относительно страницы, в которой они появляются, точно так же, как если бы они использовались в гиперссылке.

Кроме методов assign() и replace() объект Location определяет также метод reload(), который заставляет браузер перезагрузить документ. Однако более традиционный способ заставить браузер перейти к новой странице заключается в том, чтобы просто присвоить новый URL-адрес свойству location:

location = "http://www.professorweb.ru";

История посещений

Свойство history объекта Window ссылается на объект History данного окна. Объект History хранит историю просмотра страниц в окне в виде списка документов и сведений о них. Свойство length объекта History позволяет узнать количество элементов в списке, но по причинам, связанным с безопасностью, сценарии не имеют возможности получить хранящиеся в нем URL-адреса. (Иначе любой сценарий смог бы исследовать историю посещения веб-сайтов.)

Методы back() и forward() действуют подобно кнопкам Back (Назад) и Forward (Вперед) браузера: они заставляют браузер перемещаться на один шаг назад и вперед по истории просмотра данного окна. Третий метод, go(), принимает целочисленный аргумент и пропускает заданное число страниц, двигаясь вперед (если аргумент положительный) или назад (если аргумент отрицательный) в списке истории:

// Переход назад на 2 элемента, как если бы пользователь
// дважды щелкнул на кнопке Back (Назад)
history.go(-2);

Если окно содержит дочерние окна (такие как элементы <iframe>), истории посещений в дочерних окнах хронологически чередуются с историей посещений в главном окне. То есть вызов history.back() (например) в главном окне может вызвать переход назад, к ранее отображавшемуся документу, в одном из дочерних окон, оставив главное окно в текущем состоянии.

Современные веб-приложения способны динамически изменять содержимое страницы без загрузки нового документа. Приложениям, действующим подобным образом, может потребоваться предоставить пользователям возможность использовать кнопки Back и Forward для перехода между этими динамически созданными состояниями приложения.

Управление историей посещений до появления стандарта HTML5 представляло собой довольно сложную задачу. Приложение, управляющее собственной историей, должно было создавать новые записи в списке истории окна, связывать эти записи с информацией о состоянии, определять момент щелчка на кнопке Back, чтобы перейти к другой записи в списке, получать информацию, связанную с этой записью и воссоздавать предыдущее состояние приложения в соответствии с этой информацией.

Один из приемов реализации такого поведения опирается на использование скрытого элемента <iframe>, в котором сохраняется информация о состоянии и создаются записи в списке истории просмотра. Чтобы создать новую запись, в этот скрытый фрейм динамически записывается новый документ, с помощью методов open() и write() объекта Document. Документ должен включать всю информацию, необходимую для воссоздания соответствующего состояния приложения. Когда пользователь щелкнет на кнопке Back, содержимое скрытого фрейма изменится. До появления стандарта HTML5 не предусматривалось никаких событий, которые извещали бы об этом изменении, поэтому, чтобы определить момент щелчка на кнопке Back, приходилось использовать функцию setInterval() и с ее помощью 2-3 раза в секунду проверять наличие изменений в скрытом фрейме.

Однако на практике разработчики, когда требуется реализовать подобное управление историей просмотра, предпочитают использовать готовые решения. Многие фреймворки JavaScript включают такие решения. Например, для библиотеки jQuery существует расширение history. Существуют также автономные библиотеки управления историей. Например, одной из наиболее популярных является библиотека RSH (Really Simple History - действительно простое управление историей).

Информация о браузере и об экране

Иногда сценариям бывает необходимо получить информацию о веб-браузере, в котором они выполняются, или об экране, на котором отображается браузер. В этом разделе описываются свойства navigator и screen объекта Window. Эти свойства ссылаются, соответственно, на объекты Navigator и Screen, содержащие информацию, которая дает возможность подстроить поведение сценария под существующее окружение.

Объект Navigator

Свойство navigator объекта Window ссылается на объект Navigator, содержащий общую информацию о номере версии и о производителе браузера. Объект Navigator назван «в честь» браузера Netscape Navigator, но он также поддерживается во всех других браузерах. (Кроме того, IE поддерживает свойство clientInformation как нейтральный синоним для navigator. К сожалению, другие браузеры свойство с таким именем не поддерживают.)

В прошлом объект Navigator обычно использовался сценариями для определения типа браузера - Internet Explorer или Netscape. Однако такой подход к определению типа браузера сопряжен с определенными проблемами, т.к. требует постоянного обновления с появлением новых браузеров или новых версий существующих браузеров. Ныне более предпочтительным считается метод на основе проверки функциональных возможностей. Вместо того чтобы делать какие-либо предположения о браузерах и их возможностях, гораздо проще прямо проверить наличие требуемой функциональной возможности (например, метода или свойства).

Однако иногда определение типа браузера может представлять определенную ценность. Один из таких случаев - возможность обойти ошибку, свойственную определенному типу браузера определенной версии. Объект Navigator имеет четыре свойства, предоставляющих информацию о версии работающего браузера, и вы можете использовать их для определения типа браузера:

navigator.appName

Название веб-браузера. В IE это строка «Microsoft Internet Explorer». В Firefox значением этого свойства является строка «Netscape». Для совместимости с существующими реализациями определения типа браузера значением этого свойства в других браузерах часто является строка «Netscape».

navigator.appVersion

Обычно значение этого свойства начинается с номера версии, за которым следует другая информация о версии браузера и его производителе. Обычно в начале строки указывается номер 4.0 или 5.0, свидетельствующий о совместимости с четвертым или пятым поколением браузеров. Формат строки в свойстве appVersion не определяется стандартом, поэтому невозможно организовать разбор этой строки способом, не зависящим от типа браузера.

navigator.userAgent

Строка, которую браузер посылает в http-заголовке USER-AGENT. Это свойство обычно содержит ту же информацию, что содержится в свойстве appVersion, а также может включать дополнительные сведения. Как и в случае со свойством appVersion, формат представления этой информации не стандартизован. Поскольку это свойство содержит больше информации, именно оно обычно используется для определения типа браузера.

navigator.platform

Строка, идентифицирующая операционную систему (и, возможно, аппаратную платформу), в которой работает браузер.

Сложность свойств объекта Navigator делает невозможной универсальную реализацию определения типа браузера. На раннем этапе развития Всемирной паутины было написано немало программного кода, зависящего от типа браузера, проверяющего свойства, такие как navigator.appName. Создавая новые браузеры, производители обнаружили, что для корректного отображения содержимого существующих веб-сайтов они должны устанавливать значение «Netscape» в свойстве appName. По тем же причинам потерял свою значимость номер в начале значения свойства appVersion, и в настоящее время реализация определения типа браузера должна опираться на строку в свойстве navigator.userAgent, имеющую более сложный формат, чем ранее.

Пример ниже демонстрирует, как с помощью регулярных выражений можно получить из свойства navigator.userAgent название браузера и номер версии:

// Определяет свойства browser.name и browser.version, позволяющие выяснить 
// тип клиента. Оба свойства, name и version, возвращают строки, и
// в обоих случаях значения могут отличаться от фактических
// названий браузеров и версий. Определяются следующие названия браузеров:
// "webkit": Safari или Chrome; version содержит номер сборки WebKit 
// "opera": Opera; version содержит фактический номер версии браузера 
// "mozilla": Firefox или другие браузеры, основанные на механизме gecko; 
//	version содержит номер версии Gecko
// "msie": IE; version содержит фактический номер версии браузера
var browser = (function() {
	var s = navigator.userAgent.toLowerCase();
	var match = /(webkit)[ \/]([\w.]+)/.exec(s) || 
				/(opera)(?:.*version)?[ \/]([\w.]+)/.exec(s) || 
				/(msie) ([\w.]+)/.exec(s) ||
				!/compatible/.test(s) && /(mozilla)(?:.*? rv:([\w.]+))?/.exec(s) || [];
	return { name: match[1] || "", version: match[2] || "0" }; 
	}
());



window.onload = function() {
	console.log('Версия браузера %s %s', browser.name, browser.version);
};

В дополнение к свойствам с информацией о версии и производителе браузера, объект Navigator имеет еще несколько свойств и методов. В число стандартных и часто реализуемых нестандартных свойств входят:

navigator.onLine

Свойство navigator.onLine (если существует) определяет, подключен ли браузер к сети. Приложениям может потребоваться сохранять информацию о состоянии локально, если браузер не подключен к сети.

navigator.geolocation

Объект Geolocation, определяющий API для выяснения географического положения пользователя.

navigator.javaEnabled()

Нестандартный метод, который должен возвращать true, если браузер способен выполнять Java-апплеты.

navigator.cookiesEnabled()

Нестандартный метод, который должен возвращать true, если браузер способен сохранять cookies. Если браузер настроен на сохранение cookies только для определенных сайтов, этот метод может возвращать некорректное значение.

Объект Screen

Свойство screen объекта Window ссылается на объект Screen, предоставляющий информацию о размере экрана на стороне пользователя и доступном количестве цветов. Свойства width и height возвращают размер экрана в пикселах. Свойства availWidth и availHeight возвращают фактически доступный размер экрана; из них исключается пространство, требуемое для таких графических элементов, как панель задач. Свойство colorDepth возвращает количество битов на пиксел, определяющих цвет. Типичными значениями являются 16, 24 и 32.

Свойство window.screen и объект Screen, на который оно ссылается, являются нестандартными, но они реализованы практически во всех браузерах. Объект Screen можно использовать, чтобы определить, не выполняется ли веб-приложение на устройстве с маленьким экраном, таком как нетбук. При ограниченном пространстве экрана, например, можно было бы использовать шрифты меньшего размера и маленькие изображения.

Диалоговые окна

Объект Window обладает тремя методами для отображения простейших диалоговых окон. Метод alert() выводит сообщение и ожидает, пока пользователь закроет диалоговое окно. Метод confirm() предлагает пользователю щелкнуть на кнопке OK или Cancel (Отмена) и возвращает логическое значение. Метод prompt() выводит сообщение, ждет ввода строки пользователем и возвращает эту строку. Ниже демонстрируется пример использования всех трех методов:

do {
	var name = prompt("Введите ваше имя");		// Вернет строку
	var correct = confirm("Вы ввели '" + name + "'.\n" +	// Вернет логич. знач. 
		"Щелкните ОК, чтобы продолжить, или Отмена, чтобы повторить ввод.");
} while(!correct)

alert("Привет, " + name);		// Выведет простое сообщение

Методы alert(), confirm() и prompt() чрезвычайно просты в использовании, но правила хорошего дизайна требуют, чтобы они применялись как можно реже. Диалоги, подобные этим, нечасто используются в Веб, и большинство пользователей сочтет диалоговые окна, выводимые этими методами, выпадающими из обычной практики. Единственный вариант, когда имеет смысл обращаться к этим методам - это отладка. JavaScript-программисты часто вставляют вызов метода alert() в программный код, пытаясь диагностировать возникшие проблемы.

Обратите внимание, что текст, отображаемый методами alert(), confirm() и prompt() в диалогах - это обычный неформатированный текст. Его можно форматировать только пробелами, переводами строк и различными знаками пунктуации.

Методы confirm() и prompt() являются блокирующими, т.е. они не возвращают управление, пока пользователь не закроет отображаемые ими диалоговые окна. Это значит, что, когда выводится одно из этих окон, программный код прекращает выполнение, и текущий загружаемый документ, если таковой существует, прекращает загружаться до тех пор, пока пользователь не отреагирует на запрос. В большинстве браузеров метод alert() также является блокирующим и ожидает от пользователя закрытия диалогового окна, но это не является обязательным требованием.

В дополнение к методам alert(), confirm() и prompt() в объекте Window имеется более сложный метод, showModalDialog(), отображающий модальный диалог, содержащий разметку HTML, и позволяющий передавать аргументы и получать возвращаемое значение.

Метод showModalDialog() выводит модальный диалог в отдельном окне браузера. Первым аргументом методу передается URL, определяющий HTML-содержимое диалога. Во втором аргументе может передаваться произвольное значение (допускается передавать массивы и объекты), которое будет доступно сценарию в диалоге, как значение свойства window.dialogArguments. Третий аргумент - нестандартный список пар имя/значение, разделенных точками с запятой, который, если поддерживается, может использоваться для настройки размеров и других атрибутов диалогового окна. Для определения размеров окна диалога можно использовать параметры «dialogwidth» и «dialogheight», а чтобы позволить пользователю изменять размеры окна, можно определить параметр «resizable=yes».

Окно, отображаемое эти методом, является модальным, и метод showModalDialog() не возвращает управление, пока окно не будет закрыто. После закрытия окна значение свойства window.returnValue становится возвращаемым значением метода. Обычно разметка HTML диалога должна включать кнопку OK, которая записывает желаемое значение в свойство returnValue и вызывает window.close().

В примере ниже приводится разметка HTML для использования с методом showModalDialog(). Комментарий в начале примера включает пример вызова showModalDialog(), а на рисунке показано диалоговое окно, созданное вызовом из примера. Обратите внимание, что большая часть текста, отображаемого в окне, передается методу showModalDialog() во втором аргументе, а не является жестко определенной частью разметки HTML:

<!--
	Это не самостоятельный HTML-файл. Он должен вызываться 
    методом showModalDialog() и ожидает получить в свойстве 
    window.dialogArguments массив строк. Первый элемент массива - 
    строка, отображаемая в верхней части диалогового окна. Все остальные элементы - 
    метки для однострочных текстовых полей ввода. Возвращает массив 
    значений полей ввода после щелчка на кнопке Ok. 
    Этот файл используется следующим образом:
    
    var p = showModalDialog("modal_file.html",
    	["Вставте координаты 3х мерного объекта", "x", "y", "z"], 
        "dialogwidth:400; dialogheight:300; resizable:yes");

-->
<meta charset="utf-8">
<form>
	<fieldset id="fields"></fieldset>			<!-- Тело, заполняемое сценарием ниже --> 
	<div style="text-align:center">				<!-- Кнопки закрытия окна -->
		<button onclick="ok()">Ok</button>		<!-- Устанавливает возвращаемое значение и закрывает окно -->
		<button onclick="cancel()">Отмена</button>   <!-- Закрывает диалоговое окно, не возвращая ничего-->
	</div>
	
	<script>
	// Создает разметку HTML диалогового окна и отображает ее в элементе fieldset
	var args = dialogArguments;
	var text = "<legend>" + args[0] + "</legend>";
	
	for(var i = 1; i < args.length; i++)
		text += "<label>" + args[i] + ": <input id='f" + i + "'></label><br>";
	
	document.getElementById("fields").innerHTML = text;
	
	// Закрывает диалоговое окно без установки возвращаемого значения
	function cancel() { window.close(); }

	// Читает значения полей ввода и устанавливает возвращаемое значение, 
	// затем закрывает окно
	function ok() {
		window.returnValue = [];	// Возвращаемый массив
		for(var i = 1; i < args.length; i++) // Значения элементов из полей ввода
			window.returnValue[i-1] = document.getElementById("f" + i).value; 
		
		window.close(); // Закрыть диалоговое окно. Это заставит showModalDialog() вернуть управление.
}

</script> </form>
Модальное окно showModalDialog()

Обработка ошибок

Свойство onerror объекта Window - это обработчик событий, который вызывается во всех случаях, когда необработанное исключение достигло вершины стека вызовов и когда браузер готов отобразить сообщение об ошибке в консоли JavaScript. Если присвоить этому свойству функцию, функция будет вызываться всякий раз, когда в окне будет возникать ошибка выполнения программного кода JavaScript: присваиваемая функция станет обработчиком ошибок для окна.

Исторически сложилось так, что обработчику события onerror объекта Window передается три строковых аргумента, а не единственный объект события, как в других обработчиках. (Другие объекты в клиентском JavaScript также имеют обработчики onerror, обрабатывающие различные ошибочные ситуации, но все они являются обычными обработчиками событий, которым передается единственный объект события.) Первый аргумент обработчика window.onerror - это сообщение, описывающее произошедшую ошибку. Второй аргумент - это строка, содержащая URL-адрес документа с JavaScript-кодом, приведшим к ошибке. Третий аргумент - это номер строки в документе, где произошла ошибка.

Помимо этих трех аргументов важную роль играет значение, возвращаемое обработчиком onerror. Если обработчик onerror возвращает true, это говорит браузеру о том, что ошибка обработана и никаких дальнейших действий не требуется; другими словами, браузер не должен выводить собственное сообщение об ошибке. К сожалению, по историческим причинам в Firefox обработчик ошибок должен возвращать true, чтобы сообщить о том, что ошибка обработана.

Обработчик onerror является пережитком первых лет развития JavaScript, когда в базовом языке отсутствовала инструкция try/catch обработки исключений. В современном программном коде этот обработчик используется редко.

Элементы документа как свойства окна

Если для именования элемента в HTML-документе используется атрибут id и если объект Window еще не имеет свойства, имя которого совпадает со значением этого атрибута, объект Window получает неперечислимое свойство с именем, соответствующим значению атрибута id, значением которого становится объект HTMLElement, представляющий этот элемент документа.

Как вы уже знаете, объект Window играет роль глобального объекта, находящегося на вершине цепочки областей видимости в клиентском JavaScript. Таким образом, вышесказанное означает, что атрибуты id в HTML-документах становятся глобальными переменными, доступными сценариям. Если, например, документ включает элемент <button id="ok"/>, на него можно сослаться с помощью глобальной переменной ok.

Однако важно отметить, что этого не происходит, если объект Window уже имеет свойство с таким именем. Элементы с атрибутами id, имеющими значение «history», «location» или «navigator», например, не будут доступны через глобальные переменные, потому что эти имена уже используются. Аналогично, если HTML-документ включает элемент с атрибутом id, имеющим значение «x» и в сценарии объявляется и используется глобальная переменная x, явно объявленная переменная скроет неявную переменную, ссылающуюся на элемент.

Если переменная объявляется в сценарии, который в документе находится выше именованного элемента, наличие переменной будет препятствовать появлению нового свойства окна. А если переменная объявляется в сценарии, который находится ниже именованного элемента, первая же инструкция присваивания значения этой переменной затрет значение неявно созданного свойства.

Неявное использование идентификаторов элементов в качестве глобальных переменных - это пережиток истории развития веб-браузеров. Эта особенность необходима для сохранения обратной совместимости с существующими веб-страницами, но использовать ее сейчас не рекомендуется - в любой момент производители браузеров могут определить новое свойство в объекте Window, что нарушит работу любого программного кода, использующего неявно определяемое свойство с этим именем. Поиск элементов лучше выполнять явно, с помощью метода document.getElementById().

Открытие и закрытие окон

Открыть новое окно веб-браузера (или вкладку, что обычно зависит от настроек браузера) можно с помощью метода open() объекта Window. Метод Window.open() загружает документ по указанному URL-адресу в новое или в существующее окно и возвращает объект Window, представляющий это окно. Он принимает четыре необязательных аргумента:

  • Первый аргумент open() - это URL-адрес документа, отображаемого в новом окне. Если этот аргумент отсутствует (либо является пустой строкой), будет открыт специальный URL пустой страницы about:blank.

  • Второй аргумент open() - это строка с именем окна. Если окно с указанным именем уже существует (и сценарию разрешено просматривать содержимое этого окна), используется это существующее окно. Иначе создается новое окно и ему присваивается указанное имя. Если этот аргумент опущен, будет использовано специальное имя «_blank», т.е. будет открыто новое неименованное окно.

    Обратите внимание, что сценарии не могут просто так указывать имена окон и не могут получать контроль над окнами, используемыми другими веб-приложениями: они могут указывать имена только тех существующих окон, которыми им «разрешено управлять» (термин взят из спецификации HTML5). Проще говоря, сценарий может указать имя существующего окна, только если это окно содержит документ, происходящий из того же источника, или если это окно было открыто самим сценарием (или рекурсивно открытым окном, которое открыло это окно).

    Кроме того, если одно окно является фреймом, вложенным в другое окно, сценарии в любом из них получают возможность управлять другим окном. В этом случае можно использовать зарезервированные имена «_top» (для обозначения вмещающего окна верхнего уровня) и «_parent» (для обозначения ближайшего вмещающего окна).

  • Третий необязательный аргумент open() - это список параметров, определяющих размер и видимые элементы графического пользовательского интерфейса нового окна. Если опустить этот аргумент, окно получает размер по умолчанию и полный набор графических элементов: строку меню, строку состояния, панель инструментов и т.д. В браузерах, поддерживающих вкладки, это обычно приводит к созданию новой вкладки. Этот третий аргумент является нестандартным, и спецификация HTML5 требует, чтобы браузеры игнорировали его.

  • Указывать четвертый аргумент open() имеет смысл, только если второй аргумент определяет имя существующего окна. Этот аргумент - логическое значение, определяющее, должен ли URL-адрес, указанный в первом аргументе, заменить текущую запись в истории просмотра окна (true) или требуется создать новую запись (false). Если этот аргумент опущен, используется значение по умолчанию false.

Значение, возвращаемое методом open(), является объектом Window, представляющим вновь созданное окно. Этот объект позволяет сослаться в JavaScript-коде на новое окно так же, как исходный объект Window ссылается на окно, в котором выполняется сценарий:

window.onload = function() {
	var w = window.open();			// Открыть новое пустое окно
	w.alert("Будет открыт сайт http://professorweb.ru"); 		// Вызвать его метод alert()
	w.location = "http://professorweb.ru";			// Установить св-во location
};

В окнах, созданных методом window.open(), свойство opener ссылается на объект Window сценария, открывшего его. В других случаях свойство opener получает значение null:

w.opener !== null;		// Верно для любого окна w, созданного методом open()
w.open().opener === w;			// Верно для любого окна

Метод Window.open() часто используется рекламодателями для создания «всплывающих окон» с рекламой, когда пользователь путешествует по Всемирной паутине. Такие всплывающие окна могут раздражать пользователя, поэтому большинство веб-браузеров реализуют механизм блокирования всплывающих окон. Обычно вызов метода open() преуспевает, только если он производится в ответ на действия пользователя, такие как щелчок мышью на кнопке или на ссылке. Попытка открыть всплывающее окно, которая производится, когда браузер просто загружает (или выгружает) страницу, как в приведенном примере, обычно оканчивается неудачей.

Новое окно открывается при помощи метода open() и закрывается при помощи метода close(). Если объект Window был создан сценарием, то этот же сценарий сможет закрыть его следующей инструкцией:

w.close();

Отношения между фреймами

Мы уже видели, что метод open() объекта Window возвращает новый объект Window, свойство opener которого ссылается на первоначальное окно. Таким образом, два окна могут ссылаться друг на друга, и каждое из них может читать свойства и вызывать методы другого. То же самое возможно для фреймов. Сценарий, выполняющийся в окне или фрейме, может ссылаться на объемлющее или вложенное окно или фрейм при помощи свойств, описываемых ниже.

Как вы уже знаете, сценарий в любом окне или фрейме может сослаться на собственное окно или фрейм с помощью свойства window или self. Фрейм может сослаться на объект Window вмещающего окна или фрейма с помощью свойства parent.

Если фрейм находится внутри другого фрейма, содержащегося в окне верхнего уровня, то он может сослаться на окно верхнего уровня так: parent.parent. Однако в качестве универсального сокращения имеется свойство top: независимо от глубины вложенности фрейма его свойство top ссылается на содержащее его окно самого верхнего уровня.

Пройди тесты